Основы
Как ни странно, но Бастион (он же Оплот или Лес) — это самый воинственный, а вовсе не магический замок. Не смотря на то, что у эльфов магия не ограничена, те магические войска, которые есть в начале не сильно впечатляют, в отличии от сильной армии войнов с антимагическими специализациями, которые и являются основой стратегии игры воинами с магической поддержкой. Кроме этого Бастион отличается самой мощной экономикой – взять хотя бы сокровищницу гномов, которая дает 10% прибавки к золоту в неделю или Таинственный пруд еженедельно дающий определенное количество случайных ресурсов. Бастион силен как в быстрой, так и в продолжительной игре.
Армия
Армия у Бастиона великолепна. Войны отличаются большим запасом здоровья и внушительным ударом, третье место по скорости перемещения, вполне приемлемой ценой (третье место по абсолютной стоимости и первое – по стоимости одного HP), кроме этого воины обладают высокой магической защитой (гномы могут отразить враждебную магию, направленную на них, единороги – на своих соседей, а пегасы увеличивают стоимость заклинаний противника). Особого упоминания заслуживают Дендроиды (крепкие и многочисленные, способные привязать противника к месту своим умением), Серебряные Пегасы (очень быстрые, многочисленные и осложняющие вражескую магию), улучшенные Эльфы (выдающаяся для младших уровней сила двойного залпа) и улучшенные Кентавры (очень быстрые, крепкие и многочисленные). А поскольку все это хозяйство появляется довольно рано, то Бастион вполне способен вынести всех своих соперников уже на ранней стадии игры.
Герои
Рейнджеры – это отличные воины, которые прекрасно дополняют войска, друиды – весьма посредственные маги без каких-то ценных навыков. Особое внимание стоит уделить трем воинам, имеющим стартовый навык Стрельбы: Киррь, специализируется в Логистике, Ивор, которая усиливает и ускоряет эльфов и приводит с собой около дюжины, Дженова/Янова имеет сразу продвинутую Стрельбу, обеспечивая дополнительную гибкость в развитии, и приносит 350 золотых в день, что принципиально при игре на максимальной сложности. Есть ещё один — Риланд, который сочетает ускорение дендроидов, и навыки Лидерство и Дипломатия, что позволяет при удачном раскладе резко усилить армию и избежать падения морали из-за совмещения в ней разных существ. При желании можно составить и пару совсем экзотических вариантов, которые не рекомендуются новичкам, однако могут оказаться крайне неприятным сюрпризом для противника в руках игрока опытного – Торгрим, который специализируется на сопротивлении магии, сводящий все потуги вражеского мага на нет, и Мефала/Мепхала, специалист по защите.
Магия
Магическая гильдия у Бастиона не имеет ограничений по уровню (хотя в ней нет ряда заклинаний) и особых склонностей (если не считать очень часто встречающееся заклинание ледяной стрелы). Проблема заключается не в самой магии, а в героях, в их малой магической силе. Конечно, у друидов магическая сила довольно быстро растет, но все равно подтягивается только до средненького уровня и ничем не сможет помочь армии первую пару недель, которые важнее всего. В общем при игре за Бастион старт с опорой на магию — это явно не лучший вариант.
Строительство
Бастион является средним по стоимости замком, однако он очень требователен к кристаллам, хотя они и создаются в самом замке и на карте встречаются довольно часто. Не смотря на это есть ряд сложностей из-за резких перекосов в требованиях к ресурсам: на первых днях есть проблемы с деревом, при высокой сложности игры и небогатой карте строительство может затормозиться из-за нехватки кристаллов на жилище пегасов, единороги требуют ощутимого количества самоцвета, а на драконов нужно огромное количество руды, не считая второго уровня магической гильдии для постройки и третьего – для улучшения. Каждая из этих проблем не особо критична, но вместе они вполне могут доставить неприятности. К счастью, сила эльфийских войск позволяет успешно решать проблемы ресурсов и обходиться без юнитов, которых не получается построить.
Развитие первых двух недель
Предпочтительнее для больших карт выбрать товарища Кирря, для средних и малых подойдет Ивор, для максимальной сложности Дженова, ну и для авантюристов Риланд. Для начала нужно осмотреть войска выбранного героя и героя в таверне. Чем больше эльфов – тем лучше. Соответственно, строим эльфов на первый-второй день, смотря по ресурсам и окружающим нейтральным отрядам (порой в первый день стоит поставить здание, приносящее 1000 золотых в день). Десяток грандэльфов –это уже вполне приличная сила, особенно с поддержкой полусотни кентавров.
У Иворы может собраться два десятка, тогда они могут отлично воевать несколько дней даже без улучшения. Тактика простая – кентавры обступают эльфов, эльфы стреляют, кентавры добивают дошедших. Как вариант, если воинов много, но они медленные – в тыл может забежать одиночка-смертник. Он погибнет, но зато нейтралы пойдут под стрелы эльфов по очереди, и к рукопашной с кентаврами их станет меньше. Однако данная тактика не всегда работает с сильными стрелками и быстрыми летунами, а терять нам войска очень не хотелось бы, но таких обычно на первой неделе бить и не требуется. Если совпало так, что эльфов (в варианте без Ивора) у героев совсем нет, можно сделать ставку на кентавров, улучшив их. Полсотни кентавров со скоростью 8 (а на траве и все 9), хорошим здоровьем и ударом – это прекрасная ударная сила, даже многих низкоуровневых стрелков могут побить весьма эффективно.
В городе на первой неделе строим пегасов (если хватает кристаллов), цитадель, а при удаче – и замок. Если остается много денег – можно и дендроидов поставить. Армия второй недели – 20-30 грандэльфов и до сотни кентавров, плюс сколько-то пегасов, если они есть. Ударная сила такой армии очень велика, и мобильность на карте прекрасна. Капитально улучшить её могут навык Тактика (гарантированное прикрытие эльфов, чрезвычайно желательный навык для эльфийских героев) и заклинание Замедление.
Вполне можно обидеть соседа, если он не очень далеко. Для боев со стреляющими нейтралами и вражескими героями очень полезно улучшить пегасов – это практически гарантия получения первого хода для колдовства и блокирования стрелков. В осадах очень часто помогает выдвижение кентавров под стены – башни и стрелки переключаются на них, что позволяет эльфам стрелять как в тире.
Тактики Поздней игры
После первоначальной отстройки города армия эльфов особо не изменяется – к кентаврам, эльфам и пегасам добавляются драконы и единороги (последние – если золота хватает).
Тактика против нейтралов проста – по пехоте эльфы стреляют, а прочие зачищают подходящих врагов, стрелки блокируются пегасами и драконами, которые довольно живучи в такой рукопашной, большинство летунов не успевает эльфов заблокировать – опережают пегасы и драконы, даже если герой не обзавелся Тактикой.
Против вражеских героев особых вариаций нет, если не считать маневров с единорогами, чтобы они стояли в соседстве с максимально большим количеством юнитов, давая им шанс отразить вражескую магию, но против массовых заклинаний типа Метеоритного дождя (Звездопад) и массовых ударов (Личи и Магоги) это может наоборот потери увеличить.
Дендроиды и гномы обычно главную армию не сопровождают, чтобы не тормозить, вместо этого они дают весомую гарантию от захвата города неожиданным налетом. Удачно использовав способности юнитов, можно выдержать осаду вдвое превосходящей армии (зависит от её состава и способностей героя, если у того нет мощной магии и баллистики, а в рядах армии мало сильных отрядов летунов и стрелков, то можно и в разы более сильную армию отбить).
Дендроиды с гномами – замечательная армия для взятия утопий драконов и добывания ангелов и виверн из соответствующих строений на карте. Если их недостаточно для эффективной зачистки охраны, можно подкинуть рукопашников из основной армии.
Даже главные сражения зачастую обходятся без гномов – ударной силой служат драконы, пегасы и кентавры, а для охраны эльфов кроме единорогов нередко можно нанять крепких пехотинцев с хорошей скоростью в захваченных городах (наги-королевы, конники, скорпикоры, виверны, рухи, красные драконы, огненные птицы, ангелы, древние бегемоты – все они крепки и быстры, и их не так жалко терять, как свои отряды, которые выгоднее копить, главное – брать не больше одной расы, если нет артефактов на мораль или ангелов, а лучше всего, конечно, архангелы, которые и в обороне стоят крепко, и мораль не роняют, и первый ход обеспечивают часто, и воскресить павших могут).